Техническое обслуживание (ТО) ИБП – это комплекс мероприятий для продления срока службы источника бесперебойного питания. Сервисное обслуживание может быть необязательно и неактуально для домашнего или маломощного офисного ИБП (примерно до 1,5 кВА), но настоятельно рекомендуется для источников бесперебойного питания более высокой мощности.
Качественное и грамотное техническое обслуживание, несмотря на то, что имеет какую-то конечную стоимость, позволяет значительно сэкономить средства на эксплуатацию и ремонт ИБП. Более того, чем мощнее и дороже источник бесперебойного питания, тем более заметна зависимость стоимость эксплуатации от технического обслуживания.
ИБП – устройство довольно сложное, состоящее из большого количества компонентов, в том числе имеющих срок службы меньший, чем срок службы всего ИБП, а следовательно, нуждающихся в своевременной замене для сохранения работоспособности изделия.
В состав ИБП входят аккумуляторы, которые требуют постоянного ухода и с которыми нередко происходят такие неприятные вещи, как потеря ёмкости и разгерметизация. В первом случае происходит уменьшение времени автономной работы ИБП, а во втором — отключение устройства, нанесение ущерба его элементам и здоровью персонала парами электролита. Кроме того, со временем на внутренних компонентах ИБП откладываются пыль и грязь (что приводит к их перегреву), ухудшается работа вентиляторов, нарушаются контакты и электрические соединения (что может привести к возгоранию и потери питания нагрузкой), возникают неисправности в работе измерительных цепей, изменяются заданные параметры. Если при этом учесть, что неисправности ИБП могут внешне не проявляться и приводить к внезапным сбоям в работе, выходу устройства из строя, потере важных данных, то очевидно, что для долговечной и безотказной работы, предотвращения дорогостоящего ремонта и потери ценной информации не обойтись без профилактического технического обслуживания ИБП. Не удивительно, что постановка ИБП на техобслуживание является требованием эксплуатационной и нормативно-технической документации. Этой документации, с поправкой на условия эксплуатации и требования пользователя к бесперебойности электропитания, должны соответствовать график и перечни работ ТО любого ИБП. Но в общем случае, ТО ИБП желательно проводить 1 раз в полгода и обязательно — 1 раз в год.
Входящие в техобслуживание ИБП работы можно условно разделить на несколько групп: операции по внешнему осмотру, операции по замене отработанных элементов ИБП, по проверке состояния и работы систем и узлов ИБП, по контролю параметров модулей ИБП. Все эти операции представляют собой или заканчиваются при необходимости профилактическими мерами по устранению недостатков.
Техобслуживание ИБП должно заканчиваться анализом состояния ИБП, составлением акта рабочего состояния, включающего перечни выявленных и устранённых проблем, а также, составлением рекомендаций для персонала по дальнейшей эксплуатации устройства. Понятно, что такая работа может быть выполнена только подготовленными и оснащёнными людьми. Мало того, ввиду большого разнообразия схемотехнических решений современных ИБП, эти специалисты должны быть сертифицированы по конкретному типу устройства.
Цена сервисного контракта на обслуживание ИБП зависит от многих факторов, таких как их количество, на одном объекте, мощности, территориального расположения, регулярности обслуживания, то есть в каждом случае рассчитывается индивидуально. Наша компания практикует и разовые выезды для тестирования и выдачи Акта обследования ИБП и рекомендаций по устранению неполадок. Кроме того, мы можем заменить батареи, отвезти ИБП в сервисный центр, проверить и запустить после ремонта, а также помочь выбрать, приобрести и установить источник бесперебойного питания.